Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Починковский историко-краеведческий музей»
Версия для слабовидящих

Л.М. Лисицкий

АРХИТЕКТОР. ХУДОЖНИК. НОВАТОР

Лазарь (Эль)  Мордухович (Маркович) Лисицкий родился 22 ноября 1890 года в с. Починок Ельнинского уезда Смоленской губернии. Его отец был образованным человеком. Знал европейские языки, переводил Гейне и Шекспира. После переезда семьи в Витебск, где отец открыл посудную лавку, Лазарь Маркович посещал частную Школу рисования Юделя Пэна. В 1909 году окончил Александровское реальное училище в Смоленске.

В 1909 году Лазарь Лисицкий пытался поступить в Петербургскую Академию Художеств, но по  закону того времени доля евреев в учебном заведении не могла превышать трех процентов, поэтому его не приняли.

Петербургская Академия Художеств

Тогда художник уехал в Германию, в Дармштадт. Там он поступил учиться на архитектурный факультет Высшего политехнического института. На тот момент этот город был одним из наиболее значимых художественных центров немецкого модерна.

Высший политехнический институт г. Дармштадт

Для Лисицкого было важно его еврейское происхождение. Так, в 1911 году он приехал в немецкий город Вормс, чтобы увидеть синагогу XIII века — одну из старейших в Европе. После окончания учебы художник отправился в путешествие по белорусскому Поднепровью и Литве. Там он изучал памятники еврейского искусства и делал зарисовки надгробий со средневековых еврейских кладбищ.

В 1914 году началась Первая мировая война, и Лисицкий вернулся в Россию. Ему было 24 года. Вернувшись в Москву, он работал ассистентом у знаменитого архитектора Романа Клейна. Лисицкий участвовал в оформлении египетского зала в построенного Клейном Пушкинском музее.

Роман Иванович Клейн

После революции самым важным направлением работы Лисицкого стало еврейское искусство. Он вступил в организации, которые стремились модернизировать восточно-европейскую еврейскую общину, превратить ее из религиозной группы в современную нацию.

Еще в 1915 году отменились правила, ограничивавшие издание в России книг на идише. Тогда Эль Лисицкий разработал новый для еврейской графики жанр — книжную иллюстрацию.

В мае 1919 года Марк Шагал пригласил Лисицкого вести занятия в основанном им Витебском Народном художественном училище (ВНХУ). Шагал был наставником художника в период, когда тот работал в рамках еврейской традиции. В ВНХУ 29-летний Эль Лисицкий преподавал архитектуру и печатное дело.

Марк Захарович Шагал

Однако вскоре под влиянием Малевича он оставил шагаловские принципы и обратился к супрематизму, который был направлением авангардистского искусства. Марк Шагал с горечью вспоминал: «Был у меня ученик, который клялся в верности и преданности, считал меня чуть ли не мессией. Но став преподавателем, перекинулся к моим врагам и, как мог, честил и выживал меня», — с горечью вспоминал Шагал.

Лисицкий и Малевич в Витебске 1920 г.

«Малевич был не виноват — все ученики сами сразу к нему перешли. Поначалу и  Лисицкий был под влиянием Шагала. Но Малевич его оценил сразу. Он извлек из Лисицкого его архитектурную основу и предложил ему заняться объемным супрематизмом», — рассказывал поэт Николай Харджиев, друживший с Малевичем.

В том же году Эль Лисицкий создал самую знаменитую свою работу, проуны — «проекты утверждения нового». Это были абстрактные геометрические композиции, которые могли существовать как в двухмерном, так и в трехмерном виде. Проуны появились благодаря Малевичу. Лисицкий учился у него супрематизму, вместе они работали в ВНХУ, где основали художественное объединение УНОВИС — «учредители нового искусства». Малевич дал Лисицкому задание перевести супрематизм в объемные формы — в дальнейшем они должны были стать архитектурой будущего. Первый проун получил архитектурное название «Дом над землей».

Дом над землёй

Эль Лисицкий создавал проуны как универсальную систему. Он считал, что проуны станут главной строительной деталью нового, коммунистического мира. Скептически относился к художественным экспериментам, не приносящим практической пользы. Поэтому художник использовал проуны не только в живописи и графике, но также в архитектурных, дизайнерских проектах, полиграфии и мебели.

Проун 1920 г.

Постепенно проуны перестали напоминать архитектурные чертежи — в них появились круги, острые углы, звезды. Со временем они превратились в фантастические композиции. В конце концов, сам Малевич признал, что проуны из супрематического эксперимента превратились в самостоятельное явление. Это стало причиной разногласий между художниками, и в 1921 году Эль Лисицкий уехал из Витебска в Германию. В ответ Малевич назвал его «лисой». Впрочем, Лисицкий не обижался. Он писал Малевичу: «Упреки, которые Вы мне бросаете, меня не сердят. Наоборот, я предпочитаю по сердцам высказываться, даже если это и не всегда сахар. В Европе от этого отвыкаешь». Дружба продолжилась, и Лисицкий продвигал искусство Малевича на Западе.

Проун 1923 год

В 1919 году Лисицкий начал подписываться «Эль», или «Эл». Художник сконструировал псевдоним из первых букв своего имени и фамилии на идише — «Элиэзер Лисицкий». Причем он использовался не как имя, а как приставка к фамилии: современники писали его псевдоним через дефис, «Эль-Лисицкий».

Проун, 1922 г.

В 1921 году Лазаря Лисицкого назначили культурным посланником Советского Союза в Германии. Пять лет, с 1921 по 1926 год, художник жил и работал на Западе. Его фигура стала связующим звеном между советскими и немецкими деятелями искусства.

Ему не нравилось жить в Берлине. Сам он писал об этом городе: «Здесь нет ни пространства, ни времени. Души ходят. Привидения очень бледные, и рыже повсюду». Тем не менее, там он познакомился и подружился с главными мастерами европейского авангарда.

Дом Шрёдер в Утрехте, 1925 г.

Произведения Лисицкого повлияли на школу Баухаус, с которой, как считается, начался современный дизайн. Кроме того, его творчеством вдохновлялся нидерландский художник – абстракционист Пит Мондриан, с которым он работал в объединении голландских художников-абстракционистов «Де Стейл». Участники этой группы были одними из создателей геометрической абстракции в живописи и стиля функционализма в архитектуре. Лисицкого пригласил в «Де Стейл» еще один великий художник — Тео ван Дусбург. В объединении также состоял архитектор Геррит Ритвельд, который построил знаменитый Дом Шрёдер в Утрехте, напоминающий огромный проун.

Дом Шрёдер в Утрехте, 1925 г.

Дом был построен в Утрехте, в 1924 году по заказу госпожи Трюс Шрёдер. Она поручила построить двухэтажный дом с перегородками вместо стен, и архитектору удалось исполнить её просьбу. В результате было создано, возможно, единственное здание в стиле неопластицизма. Вся мебель в доме была складная. Госпожа Шрёдер прожила в этом доме до самой смерти (1985 г). Позже дом был отреставрирован и превращён в музей. В 1975 году дом был включен в список памятников архитектуры. В 2000 году Юнеско внесла дом в список объектов Всемирного наследия.

Рождение современного плаката

Лисицкий изобрел язык конструктивистской графики, который серьезно повлиял на современный графический дизайн. Он отказался от сложных рукописных узоров, оформляя книги в подчеркнуто упрощенном и геометрическом стиле. Переходным этапом между супрематической и конструктивистской полиграфией стал «Супрематический сказ про два квадрата» 1922 года.

Те же принципы Лисицкий использовал в плакатах, например, в самой знаменитой своей работе «Клином красным бей белых». Ее композицию в 1924 году заимствовал Александр Родченко для своего плаката Ленгиза, ставшего классикой авангарда.

Плакат «Красным клином бей белых»

Конструктивистские приемы в полиграфии используются до сих пор. Так, именно работы Лисицкого начинают традицию современного дизайна с использованием геометрических абстрактных форм.

Первый интерфейс

В 1923 году Лисицкий оформил сборник стихотворений Маяковского «Для голоса». Эта работа станет эталоном полиграфии. На страницах художник прорезал с правой стороны названия стихотворений, чтобы читатель легко находил нужное. Этот пиктографический указатель стал одним из прообразов для современных компьютерных интерфейсов.

Сборник «Для голоса», 1923 г.

Трибуна Ленина и горизонтальные небоскребы

Лисицкого можно назвать бумажным архитектором: известно лишь три его реализованных проекта. Вплоть до 1924 года он практически не занимался архитектурой, предпочитая живопись, графику и книжный дизайн.

Одна из первых архитектурных работ Лисицкого — «Трибуна Ленина» 1924 года. В ее основе лежит эскиз Ильи Чашника, выполненный в 1920 году в мастерской Лисицкого в Витебске.

Трибуна Ленина. Из книги «Кунстизмы», составленной в 1925 году Эль Лисицким и Хансом Арпом

Изначально проект назывался «Трибуна оратора для общественных площадей», но, работая над эскизом Чашника, Лисицкий на место оратора вклеил фигуру Ленина, благодаря чему и появилось нынешнее название. Источником вдохновения для проекта послужили проуны.

Трибуна имеет механизм, поднимающий оратора и развертывающий над ним пропагандистские элементы. Верхняя плоскость днем используется для размещения лозунгов, ночью становится киноэкраном. Благодаря этому проекту Лисицкий в 34 года прославился как архитектор.

В 1924 году Лисицкий изобрел для Москвы горизонтальные небоскребы, чья форма также берет начало в проунах. Согласно проекту, восемь одинаковых небоскребов должны были появиться на восьми площадях Бульварного кольца, над основными транспортными магистралями.

Он считал, что городу нужна новая архитектура: «Проектируют Московское Сити на Никольской, Варварке, Ильинке, соответственно лондонскому желудку мирового капитализма. На окраинах строят для рабочих уютные поселки и т.п. Где рождаются такие нелепые утопии? — В архивах», — говорил Лисицкий.

Коллаж. Проект первого горизонтального небоскреба для Никитских ворот

Он хотел превратить площади с горизонтальными небоскребами в центральные точки города, поместив в них министерства СССР. Небоскребы представляли собой вытянутые по горизонтали двух-трехэтажные корпуса, поднятые над землей на трех вертикальных опорах. Одна из этих опор напрямую соединялась со станцией метро, у двух других предполагалось разместить трамвайные остановки. Сам Лисицкий называл горизонтальные небоскребы «небесными утюгами». Влияние этого проекта прослеживается в работах многих западных архитекторов, например, Рема Колхаса.

Еще одно здание Лисицкого — типография газеты «Огонек» в 1-ом Самотечном переулке в Москве. Постройка появилась благодаря инициативе руководителя «Огонька», знаменитого журналиста Михаила Кольцова, который, как и Лисицкий, некоторое время работал в Германии и был с ним дружен. Планировка здания обнаруживает сходства с горизонтальными небоскребами. Авторство Лисицкого открылось только в 2000-х годах.

Типография журнала «Огонёк», 1932 г.

С 1929 по 1932 год Лисицкий был главным архитектором Парка им. Горького и проектировал его административный корпус. Здание администрации перестраивалось из дореволюционного заводского комплекса. После того, как в 1932 году Лисицкий оставил должность главного архитектора, проект несколько изменился, но в основе все равно лежала его работа. Часть здания впоследствии превратили в кинотеатр «Великан» — это был один из первых московских звуковых кинотеатров. Возможность обустроить в здании кинотеатр на 975 мест заложил еще Лисицкий. Во время Великой Отечественной войны в постройку попала бомба, частично ее разрушив. Здание до сих пор стоит в полуразрушенном виде — левая и правая части работают, а посередине осталась воронка.

Здание администрации в 1930-е годы Парка им. Горького

Современный дизайн интерьера многим обязан Лисицкому. Вернувшись в Россию, он хотел возглавить архитектурный факультет во ВХУТЕМАС (Высшие художественные технические мастерские). В этом революционном учебном заведении преподавали главные мастера авангарда. Но архитектурный факультет был уже занят, и Лисицкому предложили должность главы деревоотделочного факультета, которую с 1925 по 1930 год и занимал художник.

Лисицкий возглавил кафедру проектирования мебели и художественного оборудования помещений и превратил не самый престижный деревоотделочный факультет в первую советскую школу дизайна. В 1930 году он представил на международной выставке проект советской квартиры. Ноу-хау этого проекта стала мебель-трансформер, позволявшая легко менять назначение комнаты, что было актуально для небольших советских жилплощадей.

Запатентованный Лисицким складной стул

В 1926 году на Международной выставке живописи и скульптуры в Дрездене Эль Лисицкий создал «демонстрационное пространство» конструктивистского искусства. Для него было отведено маленькое помещение, поэтому архитектор придумал особенную конструкцию. Он поместил картины в специальные ниши, благодаря чему в пространстве уместилось в полтора раза больше работ, чем в других помещениях. Цвет стен менялся в зависимости от того, с какой точки на них смотрел зритель. Кроме того, в «демонстрационном пространстве» можно было открывать и закрывать работы, которые хотелось посмотреть. Так Лисицкий добился интерактивности.

В 1927-1928 годах Александр Дорнер, директор музея в Ганновере, пригласил Лисицкого обустроить помещение для коллекции нового искусства. Он создал «Кабинет абстракций». У окон разместились два стола-витрины. Для скульптуры Лисицкий выделил зеркальный угол, чтобы ее можно было рассмотреть со всех сторон. Картинам он отвел в витринах ниши с жалюзи.

Пространство конструктивистского искусства, 1926

Об этой работе писал Вальтер Гропиус: «Уже в 1927 году доктор Дорнер совместно с гениальным конструктором Эль Лисицким создал в своем музее архитектонически совершенное пространство: Кабинет абстракций. Эта необыкновенная работа, имевшая столь большое значение для искусства нашего времени, была безвозвратно уничтожена нацистами».

Кабинет абстракций

Эль Лисицкий умер 30 декабря 1941 года от туберкулеза. Ему был 51 год. Последними  его работами стали военные агитплакаты. Друг художника Илья Эренбург напишет: «Казалось, все должны погибнуть от бомбы или от снаряда и что естественная смерть неестественна. А в конце декабря умер художник Лисицкий».

У художника осталась семья: в 1927 году он женился на искусствоведе и галеристке из Ганновера Софи Кюпперс.

Софи Кюпперс

Она коллекционировала картины, покупала работы Кандинского, Мондриана, Леже и многих других. Софи рассталась со своим собранием, чтобы попасть в СССР и выйти замуж за Лисицкого. Переехав в Россию, она помогала художнику с оформлением журнала «СССР на стройке».

Эль Лисицкий и Софи Кюпперс

В 1930 году у Лисицкого и Кюпперс родился сын Йен (Борис). Во время войны, в 1944 году, Софи и Йена выслали в Новосибирск. У Кюпперс было два сына от предыдущего брака. Старший, Курт, сбежал из СССР в Германию, где его арестовали как представителя коммунистов и пасынка еврея. Младший, Ганс, погиб в советских лагерях на Урале, куда его сослали из-за того, что он был немцем.

Борис (Йен) Лазаревич Лисицкий

В 1967 году в Академгородке Новосибирска Софи удалось организовать первую в Советском Союзе выставку произведений Лисицкого. Она же написала первую научную книгу о художнике и передала Третьяковке более 300 его работ.

Сын Эль Лисицкого Йен стал кинооператором. В советское время работал на Казанской, Свердловской и Новосибирской киностудиях.

 

 

 

 

МБУК «Починковский историко-краеведческий музей» (МБУК "ПИКМ")

Тел.: +7 (48149) 4-12-07
E-mail: muzey-pochinok@mail.ru

 

 

 

 

   

  Культурное наследие земли Смоленской

   

      

  

  

 

Противодействие коррупции в Смоленской области 8-800-200-19-01

"Телефон доверия"
Администрации Починковского района

8 (48 149) 4-18-04

 

 

 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Починковский историко-краеведческий музей», [Год]

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Top.Mail.Ru

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216450, Смоленская область, г.Починок, ул.Советская, д.14
Телефон: +7 (48149) 4-12-07
E-mail: muzey-pochinok@mail.ru