Интервал между буквами (Кернинг):
Проект «Починковцы в науке». «Архитектор. Художник. Новатор». Часть II
03.03.2021
Эль Лисицкий создавал проуны как универсальную систему. Он считал, что проуны станут главной строительной деталью нового, коммунистического мира. Скептически относился к художественным экспериментам, не приносящим практической пользы. Поэтому художник использовал проуны не только в живописи и графике, но также в архитектурных, дизайнерских проектах, полиграфии и мебели.
Проун 1920 г.
Постепенно проуны перестали напоминать архитектурные чертежи — в них появились круги, острые углы, звезды. Со временем они превратились в фантастические композиции. В конце концов, сам Малевич признал, что проуны из супрематического эксперимента превратились в самостоятельное явление. Это стало причиной разногласий между художниками, и в 1921 году Эль Лисицкий уехал из Витебска в Германию. В ответ Малевич назвал его «лисой». Впрочем, Лисицкий не обижался. Он писал Малевичу: «Упреки, которые Вы мне бросаете, меня не сердят. Наоборот, я предпочитаю по сердцам высказываться, даже если это и не всегда сахар. В Европе от этого отвыкаешь». Дружба продолжилась, и Лисицкий продвигал искусство Малевича на Западе.
Проун 1923 год
В 1919 году Лисицкий начал подписываться «Эль», или «Эл». Художник сконструировал псевдоним из первых букв своего имени и фамилии на идише — «Элиэзер Лисицкий». Причем он использовался не как имя, а как приставка к фамилии: современники писали его псевдоним через дефис, «Эль-Лисицкий».
Проун, 1922 г.
В 1921 году Лазаря Лисицкого назначили культурным посланником Советского Союза в Германии. Пять лет, с 1921 по 1926 год, художник жил и работал на Западе. Его фигура стала связующим звеном между советскими и немецкими деятелями искусства.
Ему не нравилось жить в Берлине. Сам он писал об этом городе: «Здесь нет ни пространства, ни времени. Души ходят. Привидения очень бледные, и рыже повсюду». Тем не менее, там он познакомился и подружился с главными мастерами европейского авангарда.
Дом Шрёдер в Утрехте, 1925 г.
Произведения Лисицкого повлияли на школу Баухаус, с которой, как считается, начался современный дизайн. Кроме того, его творчеством вдохновлялся нидерландский художник – абстракционист Пит Мондриан, с которым он работал в объединении голландских художников-абстракционистов «Де Стейл». Участники этой группы были одними из создателей геометрической абстракции в живописи и стиля функционализма в архитектуре. Лисицкого пригласил в «Де Стейл» еще один великий художник — Тео ван Дусбург. В объединении также состоял архитектор Геррит Ритвельд, который построил знаменитый Дом Шрёдер в Утрехте, напоминающий огромный проун.
Дом Шрёдер в Утрехте, 1925 г.
Дом был построен в Утрехте, в 1924 году по заказу госпожи Трюс Шрёдер. Она поручила построить двухэтажный дом с перегородками вместо стен, и архитектору удалось исполнить её просьбу. В результате было создано, возможно, единственное здание в стиле неопластицизма. Вся мебель в доме была складная. Госпожа Шрёдер прожила в этом доме до самой смерти (1985 г). Позже дом был отреставрирован и превращён в музей. В 1975 году дом был включен в список памятников архитектуры. В 2000 году Юнеско внесла дом в список объектов Всемирного наследия.
(Продолжение следует)