Интервал между буквами (Кернинг):
ОНЛАЙН-ПРОЕКТ "ИСТОРИЯ ОДНОГО ЭКСПОНАТА". ШАМПУНЬ
06.11.2021
Как появился шампунь?
Шампунь – один из самых популярных товаров в мире, ведь уход за волосами необходим для каждого человека. Шампуню Европа и весь остальной мир обязаны Индии, в которой с древних времен в качестве «шампуней» использовались различные травы и их экстракты.
И слово «шампунь» является англоязычным заимствованием из хинди с далекого 1762 г., от слова «чампa» — названия цветка произрастающего в Индии, из которого делали масло для втирания в кожу головы.Отсюда и произошло английское слово Shampoo — что в переводе значит «массировать».
Начало истории шампуня положил Кейси Херберт из Англии. Его шампунь был сухим порошком — смесь пудры из мыла и травы. Назывался этот порошок Shampoo. О самом Кейси Херберте известно мало. Однако Херберт не был богатым человеком, и ему в голову не пришло запатентовать свое изобретение. Он продавал шампунь собственного изготовления прямо на улице недалеко от своего дома. И надо сказать, торговля его шла успешно, но для настоящего успеха не хватило масштабности.
Сама идея Кейси оказалась заразительной, а рецептура шампуня — несложной. И вскоре в лондонских цирюльнях и в косметических отделах аптек стали продавать такие же пакетики с сухим порошком для мытья головы.
В Германии шампунь доработал аптекарь из Берлина Ханс Шварцкопф.
Однажды одна из покупательниц рассказала ему об удивительном средстве в аптеках, которое она купила в Англии, для мытья волос. К этому времени Ханс Шварцкопф уже почти пять лет был хозяином аптечного магазина.
И в своей аптеке Ханс, по обыкновению того времени, в придачу к основному бизнесу открыл парфюмерный отдел. По образованию Шварцкопф был химиком, и опыт работы с косметикой помог ему достаточно легко сотворить свой первый шампунь-порошок (фиалковый), который можно было предлагать покупателям. Только Шварцкопф был не так прост, чтобы продавать порошок в безымянных упаковках и оказался хитрее англичанина и создал из своей фамилии бренд Schwarzkopf, название, кстати, переводится как «черная голова», и придумал аналогичный логотип. Теперь это был марочный продукт, который Ханс запатентовал в 1903 году.
Ханс Шварцкопф стал хозяином настоящей косметической империи, а всемирно известный логотип – черный профиль — впервые появился в 1905 году. Рецепт шампуня постоянно менялся и дорабатывался. В него добавлялись цветы и травы. История жидкого шампуня началась в 1927 году, его изобрел сын Ханса Шварцкопфа, когда отца уже не было в живых.
И под новым руководством компанией была разработана жидкая консистенция шампуня: ведь у порошка, несмотря на все свои достоинства, были и серьезные недостатки: бумажные пакетики с шампунем промокали, да к тому же порошковая пыль иногда вызывала аллергическую реакцию. Жидкий шампунь пенился лучше, уровень очищения волос от загрязнений стал выше. И дозировать жидкий шампунь стало проще, а значит, он стал более экономичным. В 1933 году компания Schwarzkopf опять совершила косметическую революцию. В тот год ею был выпущен Onalcali, ставший первым бесщелочным шампунем и прообразом всех современных шампуней.
Чем мыли голову наши предки?
До изобретения шампуня люди прибегали к помощи самых разных средств. Так, китайцы использовали экстракт кедра. Он улучшал рост волос, укреплял их, придавал вкусный запах. В Индонезии активно пользовались пеплом рисовой соломы. Добавляли шелуху и разводили с водой до тех пор, пока не получится пена. Такое средство сильно сушило волосы, поэтому затем наносили кокосовое масло, которое хорошо увлажняло.
Древние египтяне делали специальную пасту из золы или глины. Изготавливалось такое средство непросто и стоило больших денег. Поэтому пользовались им только богатые. Женщины в Индии изготавливали смесь, куда входило кокосовое молоко с чёрным перцем. В качестве бальзама использовали шалфей.
Что касается русских красавиц, то они смешивали воду с берёзовой либо осиновой золой, получая так называемый щёлок. Ополаскивателями служили отвары из крапивы, ромашки и других лечебных растений.
С тех пор прошло много лет и современный человек не представляет себе принятие душа или ванны без шампуня. И все же, полезно иногда вспомнить любопытную историю его создания— средства, без которого мы сейчас не представляем поход в душ.