Интервал между буквами (Кернинг):
Символы Нового года. Ёлка
16.12.2021
Приближается Новый год и многие уже нарядили пушистую красавицу-ёлку. Однако много лет назад ёлка у людей ассоциировалась совсем не с праздником и весельем. До XVII века в народе было под запретом сажать ель возле дома во избежание смерти мужчин, между двумя ёлками хоронили самоубийц, еловые ветви были символом дороги в потусторонний мир и ими отмечали путь умершего на кладбище (данная традиция сохранилась и по сей день). В костромских и соседних диалектах в обозначении потусторонней силы употреблялось слово «Ёлс» (леший, чёрт, волосатый), которое лингвисты связывают с именем Велеса.
У древних славян наступление нового года отмечалось 1 марта – с пробуждением природы, что является вполне логичным для народов, чей быт и хозяйственная деятельность зависят от природных циклов. Отголоски этого праздника мы можем наблюдать и сейчас, когда на масленицу принято встречать весну, готовить блины – символ солнца, веселиться и петь песни. Затем, с укреплением на Руси православия, новый год переместился на 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому стилю), что связано с церковным циклом. Кто хорошо знаком с церковными праздниками, знает, что и сейчас церковное новолетие отмечается в этот день.
Икона индикта новолетия
В период правления Петра I постепенно ель стала приобретать более привычное для нас значение. Вернувшись из путешествия по Европе, Пётр I решил, что пришло время России объединиться с остальным миром, и издал ряд реформаторских указов. Среди них в 1699 году вышел указ о новом летоисчислении не со дня Сотворения мира, а от Рождества Христова. Новый год полагалось праздновать с тех пор не 1 сентября, а 1 января. Приложением стал перечень рекомендаций относительно украшения зданий и дворов ветвями хвойных деревьев: ели, сосны, можжевельника. О том, чтобы ставить ели в помещениях, речи пока не шло. Принято было устанавливать их на главных улицах, у общественных учреждений. Беднякам же рекомендовалось прикрепить к избам хотя бы по еловой ветке.
Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского, Василий Иванович Суриков, 1900 г.
Как и многие реформы Петра Алексеевича, эта традиция не сразу прижилась в народе. После смерти царя ёлочную традицию сохранили только питейные заведения. Кабаки можно было узнать издалека по стоящим во дворе или на крыше ёлкам. Из-за этой особенности в народе их стали называть «ёлками» и «Иванами Ёлкиными».
В российские дома ёлки попали лишь в 30 годы XIX века. До этого времени они воспринимались как причуды петербургских немцев. Николай I, не без участия своей немецкой супруги, распорядился установить «рождественское дерево» при дворе. Опыт переняла столичная аристократия, а в конце 40-х годов разразился настоящий ёлочный бум. О ёлках писали в газетах и журналах, их стали продавать на ярмарках, они стали появляться в домах простого населения. А позже появились и специальные ёлочные базары. Среди знати существовало своего рода соревнование – чья ёлка окажется выше, наряднее и богаче.
Елочные торг, Г. М. Манизер, 1910-е гг.
С приходом ёлки пришли и немецкие традиции. Празднование нового года стало более семейным, в отличие от традиционных славянских гуляний «на всё село». Вначале ель наряжали только взрослые, а детям лишь дозволялось созерцать результат, поскольку украшалась она всякими сладостями. В связи с этим, как правило, «жила» ёлка не более 2-4 часов, после чего, по той же немецкой традиции, её валили на пол и отдавали детям на разграбление – с неё срывали игрушки вместе с ветками, снимали всё съедобное.
Иллюстрация из книги Е. Коути "Королева Виктория"
В конце XIX - начале XX вв. в российские традиции вошли общественные ёлки – прототипы современных утренников для детей. С приходом к власти большевиков началась активная борьба с пьянством и религиозными предрассудками, и ёлка была изгнана из советских домов. Реабилитировали её только в 1935 году, когда приняли предложение члена ЦК ВКП(б) Павла Постышева организовать «к новому году детям хорошую ёлку». После этого ёлка даже стала обязательной, поскольку стала важным инструментом в правильном воспитании подрастающего поколения с точки зрения советской идеологии.
Приглашение на елку для детей железнодорожников, Москва, 1944 г.
От политического надзора ёлка освободилась только в 90-е годы XX века. И теперь ассоциируется у народа только с весельем, семейным уютом и новогодним чудом.