Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Починковский историко-краеведческий музей»
Версия для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
  • Проект «Починковцы в науке». «Архитектор. Художник. Новатор». Часть IV (окончание)

Новости

Проект «Починковцы в науке». «Архитектор. Художник. Новатор». Часть IV (окончание)

03.04.2021

Он хотел превратить площади с горизонтальными небоскребами в центральные точки города, поместив в них министерства СССР. Небоскребы представляли собой вытянутые по горизонтали двух-трехэтажные корпуса, поднятые над землей на трех вертикальных опорах. Одна из этих опор напрямую соединялась со станцией метро, у двух других предполагалось разместить трамвайные остановки. Сам Лисицкий называл горизонтальные небоскребы «небесными утюгами». Влияние этого проекта прослеживается в работах многих западных архитекторов, например, Рема Колхаса.

Еще одно здание Лисицкого — типография газеты «Огонек» в 1-ом Самотечном переулке в Москве. Постройка появилась благодаря инициативе руководителя «Огонька», знаменитого журналиста Михаила Кольцова, который, как и Лисицкий, некоторое время работал в Германии и был с ним дружен. Планировка здания обнаруживает сходства с горизонтальными небоскребами. Авторство Лисицкого открылось только в 2000-х годах.

Типография журнала «Огонёк», 1932 г.

С 1929 по 1932 год Лисицкий был главным архитектором Парка им. Горького и проектировал его административный корпус. Здание администрации перестраивалось из дореволюционного заводского комплекса. После того, как в 1932 году Лисицкий оставил должность главного архитектора, проект несколько изменился, но в основе все равно лежала его работа. Часть здания впоследствии превратили в кинотеатр «Великан» — это был один из первых московских звуковых кинотеатров. Возможность обустроить в здании кинотеатр на 975 мест заложил еще Лисицкий. Во время Великой Отечественной войны в постройку попала бомба, частично ее разрушив. Здание до сих пор стоит в полуразрушенном виде — левая и правая части работают, а посередине осталась воронка.

Здание администрации в 1930-е годы Парка им. Горького

Современный дизайн интерьера многим обязан Лисицкому. Вернувшись в Россию, он хотел возглавить архитектурный факультет во ВХУТЕМАС (Высшие художественные технические мастерские). В этом революционном учебном заведении преподавали главные мастера авангарда. Но архитектурный факультет был уже занят, и Лисицкому предложили должность главы деревоотделочного факультета, которую с 1925 по 1930 год и занимал художник.

Лисицкий возглавил кафедру проектирования мебели и художественного оборудования помещений и превратил не самый престижный деревоотделочный факультет в первую советскую школу дизайна. В 1930 году он представил на международной выставке проект советской квартиры. Ноу-хау этого проекта стала мебель-трансформер, позволявшая легко менять назначение комнаты, что было актуально для небольших советских жилплощадей.

Запатентованный Лисицким складной стул

В 1926 году на Международной выставке живописи и скульптуры в Дрездене Эль Лисицкий создал «демонстрационное пространство» конструктивистского искусства. Для него было отведено маленькое помещение, поэтому архитектор придумал особенную конструкцию. Он поместил картины в специальные ниши, благодаря чему в пространстве уместилось в полтора раза больше работ, чем в других помещениях. Цвет стен менялся в зависимости от того, с какой точки на них смотрел зритель. Кроме того, в «демонстрационном пространстве» можно было открывать и закрывать работы, которые хотелось посмотреть. Так Лисицкий добился интерактивности.

В 1927-1928 годах Александр Дорнер, директор музея в Ганновере, пригласил Лисицкого обустроить помещение для коллекции нового искусства. Он создал «Кабинет абстракций». У окон разместились два стола-витрины. Для скульптуры Лисицкий выделил зеркальный угол, чтобы ее можно было рассмотреть со всех сторон. Картинам он отвел в витринах ниши с жалюзи.

Пространство конструктивистского искусства, 1926

Об этой работе писал Вальтер Гропиус: «Уже в 1927 году доктор Дорнер совместно с гениальным конструктором Эль Лисицким создал в своем музее архитектонически совершенное пространство: Кабинет абстракций. Эта необыкновенная работа, имевшая столь большое значение для искусства нашего времени, была безвозвратно уничтожена нацистами».

Кабинет абстракций

Эль Лисицкий умер 30 декабря 1941 года от туберкулеза. Ему был 51 год. Последними  его работами стали военные агитплакаты. Друг художника Илья Эренбург напишет: «Казалось, все должны погибнуть от бомбы или от снаряда и что естественная смерть неестественна. А в конце декабря умер художник Лисицкий».

У художника осталась семья: в 1927 году он женился на искусствоведе и галеристке из Ганновера Софи Кюпперс.

Софи Кюпперс

Она коллекционировала картины, покупала работы Кандинского, Мондриана, Леже и многих других. Софи рассталась со своим собранием, чтобы попасть в СССР и выйти замуж за Лисицкого. Переехав в Россию, она помогала художнику с оформлением журнала «СССР на стройке».

Эль Лисицкий и Софи Кюпперс

В 1930 году у Лисицкого и Кюпперс родился сын Йен (Борис). Во время войны, в 1944 году, Софи и Йена выслали в Новосибирск. У Кюпперс было два сына от предыдущего брака. Старший, Курт, сбежал из СССР в Германию, где его арестовали как представителя коммунистов и пасынка еврея. Младший, Ганс, погиб в советских лагерях на Урале, куда его сослали из-за того, что он был немцем.

Борис (Йен) Лазаревич Лисицкий

В 1967 году в Академгородке Новосибирска Софи удалось организовать первую в Советском Союзе выставку произведений Лисицкого. Она же написала первую научную книгу о художнике и передала Третьяковке более 300 его работ.

Сын Эль Лисицкого Йен стал кинооператором. В советское время работал на Казанской, Свердловской и Новосибирской киностудиях.

 

Назад

МБУК «Починковский историко-краеведческий музей» (МБУК "ПИКМ")

Тел.: +7 (48149) 4-12-07
E-mail: muzey-pochinok@mail.ru

 

 

 

 

   

  Культурное наследие земли Смоленской

   

      

  

  

 

Противодействие коррупции в Смоленской области 8-800-200-19-01

"Телефон доверия"
Администрации Починковского района

8 (48 149) 4-18-04

 

 

 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Починковский историко-краеведческий музей», [Год]

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Top.Mail.Ru

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216450, Смоленская область, г.Починок, ул.Советская, д.14
Телефон: +7 (48149) 4-12-07
E-mail: muzey-pochinok@mail.ru