Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Починковский историко-краеведческий музей»
Версия для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
  • Проект «Починковцы в науке». «Архитектор. Художник. Новатор». Часть I

Новости

Проект «Починковцы в науке». «Архитектор. Художник. Новатор». Часть I

17.02.2021

АРХИТЕКТОР. ХУДОЖНИК. НОВАТОР

ЧАСТЬ I

Лазарь (Эль)  Мордухович (Маркович) Лисицкий родился 22 ноября 1890 года в с. Починок Ельнинского уезда Смоленской губернии. Его отец был образованным человеком. Знал европейские языки, переводил Гейне и Шекспира. После переезда семьи в Витебск, где отец открыл посудную лавку, Лазарь Маркович посещал частную Школу рисования Юделя Пэна. В 1909 году окончил Александровское реальное училище в Смоленске.

В 1909 году Лазарь Лисицкий пытался поступить в Петербургскую Академию Художеств, но по  закону того времени доля евреев в учебном заведении не могла превышать трех процентов, поэтому его не приняли.

Петербургская Академия Художеств

Тогда художник уехал в Германию, в Дармштадт. Там он поступил учиться на архитектурный факультет Высшего политехнического института. На тот момент этот город был одним из наиболее значимых художественных центров немецкого модерна. 

Высший политехнический институт г. Дармштадт

Для Лисицкого было важно его еврейское происхождение. Так, в 1911 году он приехал в немецкий город Вормс, чтобы увидеть синагогу XIII века — одну из старейших в Европе. После окончания учебы художник отправился в путешествие по белорусскому Поднепровью и Литве. Там он изучал памятники еврейского искусства и делал зарисовки надгробий со средневековых еврейских кладбищ.

В 1914 году началась Первая мировая война, и Лисицкий вернулся в Россию. Ему было 24 года. Вернувшись в Москву, он работал ассистентом у знаменитого архитектора Романа Клейна. Лисицкий участвовал в оформлении египетского зала в построенного Клейном Пушкинском музее.

Роман Иванович Клейн

После революции самым важным направлением работы Лисицкого стало еврейское искусство. Он вступил в организации, которые стремились модернизировать восточно-европейскую еврейскую общину, превратить ее из религиозной группы в современную нацию.

Еще в 1915 году отменились правила, ограничивавшие издание в России книг на идише. Тогда Эль Лисицкий разработал новый для еврейской графики жанр — книжную иллюстрацию.

В мае 1919 года Марк Шагал пригласил Лисицкого вести занятия в основанном им Витебском Народном художественном училище (ВНХУ). Шагал был наставником художника в период, когда тот работал в рамках еврейской традиции. В ВНХУ 29-летний Эль Лисицкий преподавал архитектуру и печатное дело.

Марк Захарович Шагал

Однако вскоре под влиянием Малевича он оставил шагаловские принципы и обратился к супрематизму, который был направлением авангардистского искусства. Марк Шагал с горечью вспоминал: «Был у меня ученик, который клялся в верности и преданности, считал меня чуть ли не мессией. Но став преподавателем, перекинулся к моим врагам и, как мог, честил и выживал меня», — с горечью вспоминал Шагал.

Лисицкий и Малевич в Витебске 1920 г.

«Малевич был не виноват — все ученики сами сразу к нему перешли. Поначалу и  Лисицкий был под влиянием Шагала. Но Малевич его оценил сразу. Он извлек из Лисицкого его архитектурную основу и предложил ему заняться объемным супрематизмом», — рассказывал поэт Николай Харджиев, друживший с Малевичем.

В том же году Эль Лисицкий создал самую знаменитую свою работу, проуны — «проекты утверждения нового». Это были абстрактные геометрические композиции, которые могли существовать как в двухмерном, так и в трехмерном виде. Проуны появились благодаря Малевичу. Лисицкий учился у него супрематизму, вместе они работали в ВНХУ, где основали художественное объединение УНОВИС — «учредители нового искусства». Малевич дал Лисицкому задание перевести супрематизм в объемные формы — в дальнейшем они должны были стать архитектурой будущего. Первый проун получил архитектурное название «Дом над землей».

Дом над землёй

(Продолжение следует)

 

Назад

МБУК «Починковский историко-краеведческий музей» (МБУК "ПИКМ")

Тел.: +7 (48149) 4-12-07
E-mail: muzey-pochinok@mail.ru

 

 

 

 

   

  Культурное наследие земли Смоленской

   

      

  

  

 

Противодействие коррупции в Смоленской области 8-800-200-19-01

"Телефон доверия"
Администрации Починковского района

8 (48 149) 4-18-04

 

 

 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Починковский историко-краеведческий музей», [Год]

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Top.Mail.Ru

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216450, Смоленская область, г.Починок, ул.Советская, д.14
Телефон: +7 (48149) 4-12-07
E-mail: muzey-pochinok@mail.ru