Интервал между буквами (Кернинг):
Поэтическая композиция «Хутор Загорье - малая родина поэта»
18.12.2024
Сегодня, 18 декабря, исполняется 53 года со дня смерти поэта Александра Трифоновича Твардовского. В музее прошла поэтическая композиция «Хутор Загорье - малая родина поэта».
Мероприятие посетили учащиеся 4 класса Починковской средней школы №2 им. В. Д. Лавриненкова. Сегодня, в сопровождении ранних и всеми любимых стихов, шла речь о детских и юношеских годах Александра Трифоновича, а также о роли малой родины в его становлении, как поэта.
Через всю свою жизнь Александр Твардовский пронес благодарную память о тех днях, которые называл “началом всех начал”, - о детстве. А было оно далеко не “золотым”. Отец поэта, Трифон Гордеевич, при всех его достоинствах, был строг до суровости, и детям, в особенности впечатлительному и чуткому ко всякой несправедливости Александру, бывало с ним порой очень нелегко.
И все-таки условия, в которых протекало детство будущего поэта, складывались так, что он мог постигать сущность крестьянской работы и прелесть родной природы, впитывать стихи классиков и учиться преодолевать трудности. Вот что говорил об этом периоде сам поэт: “Родился я на Смоленщине, 21 июня в 1910 году, на “хуторе пустоши Столпово”, как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом Трифоном Гордеевичем Твардовским, через Поземельный крестьянский банк с выплатой в рассрочку. Земля эта - десять с небольшим десятин, вся в мелких болотцах, “оборках”, как их у нас называли, и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, - была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости.
И нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему “имению”, как он в шутку и не в шутку называл свой хутор... Местность эта была довольно дикая, в стороне от дорог, и отец, замечательный мастер кузнечного дела, вскоре закрыл кузницу, решив жить с земли. Но ему то и дело приходилось обращаться к молотку: арендовать в отходе чужой горн и наковальню, работая исполу.
...Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги. Первое мое знакомство с “Полтавой” и “Дубровским” Пушкина, с “Тарасом Бульбой” Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А. В. Толстого, Никитина произошло таким именно образом.»
Здесь, вероятно, истоки всем известной жажды справедливости Твардовского. И, может быть, нет ничего ни удивительного, ни случайного в том, что самое первое его стихотворение, сочиненное в таком возрасте, когда автор еще не знал всех букв алфавита, обличало мальчишек-сверстников, разорителей птичьих гнезд.
Большое влияние в детстве на формирование будущего поэта оказало его приобщение к труду, и, прежде всего “учеба” в отцовской кузнице, которая для всей округи была “и клубом, и газетой, и академией наук”. “Эстетику труда”, о которой Твардовский впоследствии говорил на учительском съезде, ему не нужно было постигать специально - она входила в его жизнь сама, когда он “ребенком малым” видел, как под кузнечным молотом отца “рождалось все, чем пашут ниву, корчуют лес и строят дом”. А часы ожидания заказчика заполнялись яростными спорами людей, жаждавших потолковать с грамотным человеком.
На восемнадцатом году жизни Александр Трифонович Твардовский покинул родное Загорье. К этому времени он уже не раз был в Смоленске, однажды побывал в Москве, лично познакомился с М. В. Исаковским, стал автором нескольких десятков напечатанных стихотворений.