Интервал между буквами (Кернинг):
ЭТО ИНТЕРЕСНО. «История золотой тиары»
14.08.2021
Сотрудники Лувра безоговорочно признали тиару подлинной. Она была приобретена за огромную сумму в 200 000 франков.
На тиаре была выгравирована надпись: «Царя великого и непобедимого Сайтаферна. Совет и народ ольвиополитов». На основании надписи было заключено, что корона подарена скифскому царю Сайтаферну в III в. до н.э. жителями греческой колонии Ольвия (греч. "olbio" – "счастливая").
Национальный заповедник "Ольвия"
Тиара Сайтаферна была торжественно выставлена в Лувре в зале античного искусства. У международного научного сообщества сразу же возникли вопросы о ее происхождении. В прессе завязалась шестилетняя борьба за тиару.
19 марта 1903 года монмартрский скульптор, работавший под именем Родольф Элина объявил тиару своей работой. Статья об этом в газете «Le Matin» повлекла за собой цепную реакцию. За три дня в Лувре побывало более тридцати тысяч человек, чтобы посмотреть вдруг прославившийся предмет.
Элина говорил: «Наши национальные музеи вместо подлинных предметов искусства закупают подделки. Знаменитая тиара скифского царя Сайтоферна — тоже подделка. Я сделал макет этой короны, а золотых и серебряных дел мастер Барон сделал эту корону из чеканного золота под моим руководством».
23 марта одесский эмигрант К. Лифшиц опубликовал в «Le Matin» ответное письмо, адресованное Элина: «Милостивый государь, я прочел вашу статью о тиаре Сайтаферна и решаюсь писать вам в целях восстановления истины. Я могу вас уверить, что тиара была сработана моим другом Рухомовским. Я жил в Одессе в 1895 году и до мая 1896 года. Я часто навещал моего друга и видел много раз, как он работал в своей мастерской над этой пресловутой тиарой. … С. Лифшиц».
Из-за шумихи тиара была убрана из экспозиции.
В газете «Le Figaro» опубликовали телеграмму от 25 марта из Одессы:
«Гравер Израиль Рухомовский, живущий на Успенской ул., в доме 36, категорически заявил, что он сделал тиару, заказанную ему в 1896 году одним жителем г. Керчи и попавшую впоследствии в Лувр. Рухомовский готов ехать в Париж, если на поездку ему будет выдано 1200 фр.»
И. Рухомовский
Ювелир прибыл в Париж в апреле 1903 года. Он привез другие свои изделия, а также рисунки и формы тиары для доказательства собственного авторства.
К ответственности ювелир не был привлечен, так как не продавал эту тиару в Лувр и, более того, 26 мая его наградили золотой медалью III степени «Салона декоративных искусств».
Расследование комиссии продолжалось два месяца, после чего тиару передали из зала античного в зал современного искусства.
Эта история привлекла огромное внимание публики. Торговцы продавали открытки, сувениры и копии тиары, об этом рисовали карикатуры и пели в кабаре. В 1909 году Морис Леблан вдохновился ею при написании детективного романа «Полая игла».
Открытка с изображением тиары Сайтаферна
Рухомовский эмигрировал во Францию в 1909, где благополучно пережил революцию. Лейба Гохман позже был судим за попытку продать коллекционеру Лемеш-Лемешинскому якобы древнегреческие монеты, получил полтора года. А его старший брат после скандала вышел из бизнеса. Лейба после революции эмигрировал в Берлин и возможно вывез туда некие объекты, которые оказались в музеях Европы и вызывают подозрение у исследователей скифского искусства.
Тиара в 1954 году была включена в «Салон подделок» в Лувре вместе с восемью Джокондами. Ее миниатюрная авторская копия с 1947 года есть в Британском музее, также еще одна копия есть в Тель-Авивском музее. Миниатюрная копия выставлялась в музее Фаберже в Баден-Бадене.