Размер шрифта:
Цвета сайта:
Настройки:

Интервал между буквами (Кернинг):

Стандартный Средний Большой

Размер шрифта:

14 20 28

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Починковский историко-краеведческий музей»
Версия для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
  • "Починок - город великих людей" - цикл статей, посвященных Дню города Починка. Часть 2. Деятели искусства.

Новости

"Починок - город великих людей" - цикл статей, посвященных Дню города Починка. Часть 2. Деятели искусства.

05.08.2020

Двоюродный брат, Михаил Алексеевич Бер,  вспоминал о Николае:

«Он кончил не очень блестяще гимназию и поступил в университет. Он недурно играл на рояле и у него был отличный слух. Он сочинил и напечатал, имевшую некоторый успех польку «Тра-ла-ла». Родители его, в особенности мать, стали считать его чуть ли не музыкальным гением, предполагая, что он унаследовал свои способности от Глинки. Университет был оставлен и он поступил в консерваторию».

В 1889 году Николай Дмитриевич окончил Петербургскую консерваторию по классам профессора А. Л. Гензельта (фортепиано) и Ю. И. Иогансона (теория композиции). Некоторое время его учителем был А. Г. Рубинштейн.

19 октября 1892 года он прикомандирован к режиссёрскому управлению Московского Большого Императорского театра.

С 19.10.1892 по 1.05.1916 гг. — хормейстер Московского Большого Императорского театра, иногда выполнял функции дирижёра.

В 1894 году Николай Бер участвовал в постановке Итальянской оперы в Большом Театре, а в 1898  - награждён за концерт в Кремле.

3.10.1901 — премьера оперы «Риголетто» (участвует как хормейстер и дирижер) 3.2.1902 — премьера оперы «Трубадур» (участвует как хормейстер и дирижер) 21.4.1902 — премьера оперы «Галька» (участвует как хормейстер и дирижер).

Талант его высоко ценили Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, с которыми Николая Дмитриевича связывала многолетняя работа в театре. Об этом времени напоминает подаренный ему Шаляпиным портрет с надписью: «Дорогому другу Николаю Дмитриевичу Бер от Шаляпина».

Н. Д. Бер в сценическом образе.

В 1880—1890-е гг. Николай Дмитриевич записал около 500 напевов к текстам народных песен, собранных В. Н. Добровольским. Записи эти хранятся ныне в фондах Государственного литературного музея в Москве, куда они после смерти Н. Д. Бера были переданы его сыном Дмитрием Николаевичем Бером. В начале 1900-х годов в имении Беров в Починке случился пожар, уничтоживший все оставшиеся записи. Тогда же в огне погибли многие обработки народных песен, сделанные Бером для голоса в сопровождении рояля. Несколько мелодий цыганских песен опубликованы в приложении к работе В. Н. Добровольского «Киселевские цыгане».

Николай Дмитриевич дружил с выдающимся этнографом Смоленщины В. Н. Добровольским. Часто ездил в усадьбу Добровольского Даньково, где также бывали языковед академик Л. В. Щерба, историк академик А. А. Шахматов.

Жил в Починке, доставшемся в наследство после смерти матери (1909), вместе с братом Борисом. Живя в имении, путешествовал по окрестным селам, записывал песни крестьян, организовал в соседнем селе Лучеса хороший хор.

В 1917 г. Бер вернулся в Ельню. Живя в г. Ельне, он занимался активной общественно-музыкальной деятельностью (организация музыкальной школы, основание мемориального зала М. И. Глинки в Смоленском музее, реорганизация Ельнинского любительского хора, работавшего под управлением регента Марьянского и создание на его базе капеллы с обширным репертуаром из произведений русской и иностранной классики, произведений М. И. Глинки и собственных обработок песен Смоленщины).

Николай Дмитриевич Бер принимает новую власть, с которой активно сотрудничает. В 1918 г. он создает на базе Ельнинской музыкальной школы Ельнинское музыкальное училище имени М. И. Глинки, которое вскоре было переименовано в «народную консерваторию».

С июля по август 1919 г. он состоял в культпросвете расквартированного в Ельне 13-го Запасного Стрелкового полка Западного фронта Красной Армии и принимал активное участие в постановке еженедельных концертов при Красноармейском клубе и полковом театре.

В октябре 1921 г. Николай Дмитриевич Бер стал председателем созданного им Ельнинского музыкального училища и оставался его директором до своей смерти в 1926 г. Будучи директором и председателем совета училища, он сам вел в нем преподавание фортепиано, пения и теоретических дисциплин.

В 1924 году, после смерти В. И. Ленина, пишет симфонию «На смерть Ленина».

Умер от разрыва сердца 17 марта 1926 г в Ельне Смоленской области, где служил. Похоронен на Ельнинском кладбище.

Могила Н. Д. Бера-Глинки на городском кладбище, г. Ельня.

Мария Соломоновна Гольдина  родилась 29 апреля (11 мая) 1899 года в Починке. Певица (меццо-сопрано), педагог,  народная артистка  РСФСР (1941 г.).

В 1916 году, по совету О. И. Камионского (педагог, певец), поступила в Петроградскую консерваторию, однако не смогла учиться из-за отсутствия средств.

В 1924 году окончила музыкально-драматическое училище   Московского филармонического общества по классу Е. И. Збруевой.

М. С. Гольдина

С  1923 года Мария Гольдина  солистка  оперной студии К.С. Станиславского, а с 1941 года -  солистка Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.   Многие сценические образы Гольдина создавала под руководством Станиславского (партию Кармен он лично проработал с Марией Соломоновной). Мария Гольдина – одна из первых оперных певиц, утверждавших систему Станиславского на оперной сцене. Ей были присущи темпераментность и естественность игры, высокая вокальная  культура. Оперные героини Гольдиной  – это яркие сценические образы: Ольга, Полина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), Любаша, Ганна («Царская невеста», «Майская ночь»), Марина Мнишек («Борис Годунов») и др. Выступала также в опереттах, среди них «Цыганский барон»  И. Штрауса, «Перикола» Ж. Оффенбаха, «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока и др.

М.С. Гольдина в роли Кармен

Гольдина концертировала как камерная певица в Москве, Ленинграде и других  городах страны.

Член ВКП(б) с 1941 года. В годы Великой Отечественной войны выезжала на фронт в составе бригад московских артистов, выступая иногда по 3–4 раза в день. С 1949 года – режиссер и педагог-репетитор театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.  Награждена орденом "Знак Почета".

М. С. Гольдина в роли Айши

Муж Марии Гольдиной, Николай Александрович Семашко, был старше жены на 25 лет.   Советский партийный и государственный деятель, врач, один из организаторов системы здравоохранения в СССР (часто называемой моделью или системой Семашко). Она пережила своего мужа на 21 год.

4 ноября 1970 года Мария Соломоновна скончалась. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Могила М. С. Гольдиной на Новодевичьем кладбище, г. Москва.

В список смолян, оставивших заметный след в мировом искусстве XX века, относительно недавно добавилось еще одно имя - французского скульптора Маланьи Черняк.

Маланья Черняк родилась в Починке в 1894 году в семье хиславичского и починковского купца Моисея Черняка, через несколько лет семья эмигрировала  во Францию. Уроженка Смоленской области обрела известность и славу во Франции, где до сих пор бережно хранят память о ней. Многие ее работы находятся в частных коллекциях Европы и Америки, а так же в известных музеях.

Черняк училась искусству в Париже у Родена и Бурделя. Сейчас все потомки скульптора живут в Эквадоре.

Малка Черняк за работой.

В 2013 году внучка Маланьи Черняк,  Янара Гаясомин, побывала в Смоленске. Ее бабушка до последних дней мечтала, что когда-нибудь город ее детства познакомится с ее творчеством.

Работы Малки Черняк

Последней волей Маланьи Черняк было организовать выставку ее работ на далекой родине. Ее дочь, госпожа Люс де Перон, обратилась за содействием в посольство Эквадора. В день получения положительного ответа из посольства, дочь Маланьи скончалась. Теперь уже внучка скульптора, Янара Гаясомин, занимается устройством выставки. В путешествие на Смоленщину, родину бабушки, Янара взяла свою дочь, чтобы та могла увидеть родные места предков.

О том, что ученица двух великих скульпторов - Родена и Бурделя - имеет смоленские корни, до недавнего времени не знали даже искусствоведы. Творческий взлет Маланьи Черняк связан с Парижем, а умерла она в почтенном возрасте на другой стороне земного шара - в далеком Эквадоре.

На встрече с представителями власти родственников художницы ожидал сюрприз. Им вручили официальную справку из Государственного архива Смоленской области. Оказалось, что Малка Черняк, будущая Маланья, родилась в январе 1891 года в Починке. Запись о ее рождении удостоверена раввином.

8 августа 2013 года внучка Маланьи Черняк - Янара Гаясомин, ее муж Оливье и дочь Кассель с официальным визитом побывали в Починке. Программа их визита включала экскурсию по городу, посещение братской могилы на еврейском кладбище  и встречу в центральной районной библиотеке с журналистом, писателем, краеведом В. Д. Савченковым.

На встрече Янара Гаясомин, сказала о том, что они приехали сюда искать свои корни, снять фильм о бабушке, о местах, связанных с ней. 

Семья Янары Гаясомин в г. Починке, 2013 г.

 Маланья Черняк стала основателем целой династии творческих людей. Семья  Гаясомин – одна их самых интеллигентных и творческих в Эквадоре, многие ее члены – искусствоведы. Янара – художник, также они с мужем – кинематографисты.

Янара Гаясомин приезжала выполнить просьбу своей матери – Люс де Перон.  Известная эквадорская писательница никогда не была в России, но завещала привезти ее прах на родную землю предков. На еврейском кладбище г. Починка, под рябиной, Янара захоронила прах своей матери.

Лазарь Маркович Лисицкий (псевдоним Эль Лисицкий) — знаковая фигура русского авангарда, архитектор, художник, конструктор, первый российский графический дизайнер, мастер фотомонтажа, инженер. Сторонник супрематизма активно работал над переходом этого направления в сферу архитектуры, и его проекты на несколько десятилетий опередили свое время.

Л. М. Лисицкий.

Лазарь Лисицкий родился 22 ноября 1890 года в Починке, в еврейской семье. Его отец был предпринимателем-ремесленником, мать — домохозяйкой. Семья перебралась в Смоленск, где Лазарь окончил Александровское реальное училище. Позже они переехали в Витебск, где мальчик заинтересовался живописью и стал брать уроки рисования у местного художника Юделя Пэна. Он, кстати, был учителем и Марка Шагала. В 1909 году Лисицкий попытался поступить в Художественную академию в Санкт-Петербурге, однако в то время евреев в высшие учебные заведения допускали очень редко. Поэтому Лазарь поступил в Высшую политехническую школу в немецком Дармштадте, которую с успехом окончил, получив диплом инженера-архитектора. Во время обучения он не только много путешествовал, но и успевал подрабатывать каменщиком. В 1914 году Лисицкий защитил диплом, и когда началась Первая мировая война, был вынужден окольными путями — через Швейцарию, Италию и Балканы — вернуться в Россию. В 1915 году он поступил в Рижский политехнический институт, который на время войны эвакуировали в Москву, и в 1918 году получил звание инженера-архитектора. Еще во время обучения Лисицкий начал работать ассистентом в архитектурном бюро Великовского.

В 1916 году Лисицкий вплотную начал заниматься живописью. Он участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в выставках — в 1917, 1918 и 1920 годах. В 1917 году Лисицкий начал иллюстрировать книги, издаваемые на идише, — и детские, и взрослые — современных еврейских авторов. Активно работая с графикой, он разработал эмблему киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг». С этим издательством в 1919 году он заключил контракт на иллюстрирование 11 книг.

В том же 1919 году Марк Шагал, с которым у Лисицкого сложились дружеские отношения, пригласил его в Витебск преподавать графику и архитектуру в недавно открывшемся Народном художественном училище. Туда, опять же по приглашению Шагала, приехали Юдель Пэн и Казимир Малевич. Малевич был генератором новаторских идей в живописи, и в училище его концепции и энтузиазм приняли прохладно. Шагал и его «клубок единомышленников» были сторонниками фигуративной живописи, авангардист Малевич же в то время уже основал свое направление — супрематизм. Работы Малевича приводили Лисицкого в восхищение. Он в то время занимался классической еврейской живописью под большим влиянием Шагала, поэтому, несмотря на интерес к супрематизму, Лисицкий и в преподавании, и в собственном творчестве пытался придерживаться классических форм.

Лисицкий оказался между двух огней и свой выбор в итоге сделал в пользу супрематизма, однако привнес в него некоторые новшества. В первую очередь он был архитектором, а не художником, поэтому разработал концепцию проунов — «проектов утверждения нового», которая предполагала выход плоскостного супрематизма в объем. По его собственным словам, это должна была быть «пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре». Для Малевича его творческие концепции были явлением сугубо философским, для Лисицкого же — практическим. Его целью была разработка города будущего, максимально функционального. Экспериментируя с расположением зданий, он придумал проект знаменитого горизонтального небоскреба.

Проект «горизонтальных небоскребов» для Москвы. Эль Лисицкий, 1925 г.

Такое решение позволило бы получить максимум полезной площади при минимальных опорах — идеальный вариант для центра города, где мало места для застройки. Проект не был воплощен в реальность — как и большинство архитектурных замыслов Лисицкого. Единственное здание, построенное по его чертежам, — типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году.

Типография журнала «Огонек».

Проект небоскребов не получил воплощения в 1920-х годах, однако пятьдесят лет спустя архитекторы начали активно использовать эту концепцию. Так, в Грузии в 1974 году, архитекторы Георгий Чахава и Зураб Джалагхания построили весьма необычное здание, которое представляет собой трехмерную версию горизонтальных небоскребов. Строение выглядит впечатляюще.

Бывшее здание Министерства автомобильных дорог Грузии, Тбилиси.

В 1920 году Лазарь взял себе псевдоним Эль Лисицкий. Он занимался преподаванием, читал лекции во ВХУТЕМАСе, ВХУТЕИНе. Принимал участие в экспедиции по городам Литвы и Поднестровья, по впечатлениям от которой опубликовал научную работу о еврейском декоративном искусстве: «Воспоминания о могилевской синагоге». В 1923 году Лисицкий опубликовал репродукции росписи синагоги в Могилеве и создал эскизы для оформления оперы «Победа над Солнцем», которая, правда, так и не была поставлена. Талантливый график Лисицкий создал несколько знаменитых агитационных плакатов: в 1920 году — «Клином красным бей белых», а через много лет, во время Великой Отечественной войны — самый известный — «Все для фронта, все для победы».

Плакат «Все для фронта, все для победы».

С 1921 года Лисицкий жил в Германии и в Швейцарии, в Голландии, где вступил в голландское объединение художников «Стиль», которые творили в неопластицизме.

Оформление книги «Супрематический сказ про два квадрата». Эль Лисицкий, 1922 г.

«Хорошо!» В. Маяковского, оформление Эль Лисицкий, 1927 г.

Работая на стыке графики, архитектуры и инженерии, Лисицкий разработал кардинально новые принципы экспозиции, представляя выставочное пространство единым целым. В 1927 году он по новым принципам оформил Всесоюзную полиграфическую выставку в Москве. В 1928–1929 годах разрабатывал проекты функциональной современной квартиры со встроенной трансформирующейся мебелью.

Лисицкий занимался фотографией, одним из его увлечений был фотомонтаж: он, одним из первых, создавал фотоколлажи для оформления выставок, например «Русской выставки» в швейцарском Цюрихе.

В 1927 году Эль Лисицкий женился на Софи Кюпперс. Ее первым мужем был искусствовед и директор Центра современного искусства в Ганновере, она активно интересовалась современным искусством: в ее коллекции картин были и Василий Кандинский, и Марк Шагал. В 1922 году Софи осталась вдовой с двумя маленькими детьми. На выставке в Берлине в том же году она впервые познакомилась с работами Лисицкого, чуть позже произошло их личное знакомство, и началась переписка. В 1927 году Софи переехала в Москву и вышла за Лисицкого замуж. У пары появился и общий ребенок — сын Борис.

Эль Лисицкий, Дзига Вертов, жена Лисицкого Софи и неизвестный.

С дарственной надписью Софи Лисицкой на русском и немецком языках, 1930-е гг.

В 1923 году Лисицкому поставили диагноз «туберкулез». О том, что он серьезно болен, он не знал, пока не перенес пневмонию. Через несколько лет ему удалили легкое, и вплоть до самой смерти архитектор жил, отдавая огромное количество времени и сил на лечение, и при этом, не прекращал работать. Лазарь Лисицкий скончался в 1941 году в возрасте 51 года. Его семья во время войны оказалась в ужасном положении. Один из сыновей Софи Курт находился в это время в Германии и был арестован как красный и пасынок еврея. Второго, Ганса, арестовали уже в Москве как немца. Курту удалось пережить нацистские лагеря, Ганс же погиб в сталинских лагерях на Урале. Саму Софи с Борисом в 1944 году выслали в Новосибирск. Ей удалось забрать с собой документы, письма, чертежи и картины Эль Лисицкого, и в 1960-х годах Софи передала их в архив Третьяковской галереи и выпустила книгу о муже.

Работы Эль Лисицкого не теряют актуальности и в наши дни. В 2018 году открылся международный терминал С в аэропорту Шереметьево г. Москвы. Терминал спроектирован и оформлен в духе конструктивизма и его дизайн основан на работах Лисицкого.

Элемент оформления терминала С, г. Москва, аэропорт Шереметьево.

 

Роман Борисович Васильев родился 14 декабря 1986 года в г. Починке, закончил в 2001 году починковскую школу №1.  

Роман Васильев

Вот что рассказал о себе Роман Васильев в интервью 2017 года журналисту «Вечерней Москвы»: «Творческий путь начался с музыкальной школы в родном провинциальном городке Починок Смоленской области. Затем я поступил в Смоленское музыкальное училище им. Глинки. В 2006-м стал курсантом Московской военной консерватории. Обучаясь там, понял, что хочу создать своё барабанное шоу. Начиная со студенческих лет, мы много ездим с моим коллективом барабанщиков, а также с курсовым оркестром, играя на разных площадках в Москве и России. В 2008 году были на фестивале в Швейцарии в городе Базеле, спустя два года – в Австралии, в Сиднее. Конечно, такой образ жизни мне очень нравился, и уже на 3 курсе консерватории я понял, что хочу заниматься любимым делом – барабанить и хорошо зарабатывать!»

Родители Романа, Валентина и Борис Васильевы, уже более 10 лет  живут в Москве. Борис Геннадьевич Васильев, наверняка,  известен всем починковцам. Он много лет работал в городском Доме культуры, в Починковской школе искусств, преподавал в Смоленском музыкальном училище. В свое время он сотрудничал с поэтом Татьяной Атроховой: сочинил на ее стихи несколько песен, некоторые («Наш Гагарин», «Ветеранам минувшей войны») звучат и на эстраде столицы. Также Б. Васильев – автор неофициального гимна г. Починка «Станция Починок» на стихи А. Твардовского. 

 На фото Борис и Роман Васильевы с учениками школы барабанщиков «Vasiliev Groove».

Вот что Роман рассказывает об отце:  «Думаю, он повлиял на меня лет тридцать назад, когда я родился. Первый раз мне вручили барабанные палочки в руки, когда мне был год! Отец стал моим преподавателем в музыкальной школе и училище. Он не только хороший музыкант, но и отличный композитор. В нашем доме всегда было много музыки и творчества. Конечно, все это не могло не оказать на меня влияния. Можно сказать, что у нас семейный проект. Отец преподает, я занимаюсь непосредственно шоу барабанщиков, а несколько лет назад и младший брат Артём влился в нашу работу. И сейчас он моя правая рука. Можно сравнить его с зав. труппой театра: Артем вводит молодых ребят в номера программы, следит за ростом их мастерства, проводит все репетиции и еще занимается работой в школе».

Немного о школе барабанщиков «Vasiliev Groove»:

В школе можно обучаться с 5 лет, обучение проводится по различным программам. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми, педагоги разрабатывают программу обучения в зависимости от способностей и желаний обучающихся.  Вместе с молодыми преподавателями занятия ведет и Борис Васильев, педагог высшей квалификационной категории, автор методических пособий и произведений. Также занимаются лучшие преподаватели, которые выступали на одной сцене с Глорией Гейнор, Энрике Иглесиасом, Роем Джонсом, цирком Du Solei, Митей Фоминым, Верой Брежневой и другими звёздами.

Роман Васильев является основателем,  художественным руководителем  и идейным вдохновителем шоу барабанщиков «Vasiliev Groove». Младший брат Романа – Артем также является участником коллектива.

Артем Васильев.

Первые участники команды собрались в 2006 году на первом курсе Московской военной консерватории. Там они, еще, будучи курсантами, хорошо сыгрались и по окончании консерватории уже твердо знали свою цель. Они решили создать своё качественное барабанное шоу, не ограничиваясь лишь музыкальными номерами. Сейчас в их выступления входят элементы танца, фаер-шоу и активное использование мультимедиа. В 2012 коллектив получил звание «Лучшее барабанное шоу России».

Участники коллектива «Vasiliev Groove».

«Vasiliev Groove» выступают на самых разных мероприятиях по всей стране, устраивают совместные сэты с диджеями, участвуют в программах российских радиостанций и телеканалов. В их выступлениях сочетаются 3D -спецэффекты, паркур, битбокс, воздушная акробатика, танцы и вокал. В шоу также используются уникальные инструменты: маримба, дождевые флейты и другие.

В 2014 году «Vasiliev Groove» выступали в развлекательной программе Паралимпийских зимних игр в Сочи, закрытии Чемпионата Мира по футболу 2018, участвовали в суперфинале шоу «Лига удивительных людей» и т.д.  Музыканты уже готовятся к Чемпионату мира по футболу FIFA 2022 в Катаре. В портфолио барабанщиков «Vasiliev Groove» 35 городов России и 11 стран мира (Последние гастроли были в Бразилии, Испании, Вьетнаме, Катаре и ОАЭ). «Vasiliev Groove» - лауреат премии «SMG AWARDS 2020», как лучшее шоу страны. Коллектив этот творческий и позитивный. Музыкантами создано грандиозное барабанное шоу «Mirrors», которое завораживает зрителя своей динамикой и красотой. Фото и видеопроекты можно посмотреть на официальных страницах коллектива в социальных сетях (https://vk.com/vasilievgroove , https://www.instagram.com/vasilievgroove,   и на официальном сайте https://vgroove.ru/ .

#ПОЧИНКОВСКИЙМУЗЕЙ

Назад

МБУК «Починковский историко-краеведческий музей» (МБУК "ПИКМ")

Тел.: +7 (48149) 4-12-07
E-mail: muzey-pochinok@mail.ru

 

 

 

 

   

  Культурное наследие земли Смоленской

   

      

  

  

 

Противодействие коррупции в Смоленской области 8-800-200-19-01

"Телефон доверия"
Администрации Починковского района

8 (48 149) 4-18-04

 

 

 

 

© Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Починковский историко-краеведческий музей», [Год]

 

Web-canape — создание сайтов и продвижение

Top.Mail.Ru

Главная | Карта сайта | Интернет-приемная

Адрес: 216450, Смоленская область, г.Починок, ул.Советская, д.14
Телефон: +7 (48149) 4-12-07
E-mail: muzey-pochinok@mail.ru