Интервал между буквами (Кернинг):
"Починок - город великих людей" - цикл статей, посвященных Дню города Починка. Часть 1. Купцы.
04.08.2020
Купцы первой гильдии получали право вести заграничную торговлю, иметь в собственности морские суда, могли беспрепятственно перемещаться по территории страны. Купцы второй гильдии обладали правом владеть речными судами, вести торговлю внутри страны. Обе гильдии наделялись правом владеть промышленными предприятиями, их представители освобождались от телесных наказаний, подушной подати и рекрутской повинности. Купцам третьей гильдии разрешалось заниматься мелкой торговлей, владеть ремесленным производством и иметь в собственности трактиры и постоялые дворы.
Как ранее уже было сказано, принадлежность к гильдии определялась размером капитала. Если купцы первой и второй гильдии вполне оправдывали свою принадлежность к предпринимательству, то представители третьей гильдии иногда были купцами во многом формально. Часто капитала для самостоятельной деятельности у них не хватало, поэтому очень многие купцы третьей гильдии были ремесленниками, работали по найму.
В 1863 году была отменена 3-я гильдия, при этом к 1-й гильдии была отнесена оптовая торговля, ко 2-й гильдии розничная торговля. С этого же времени заниматься торговлей могли все сословия при условии оплаты всех торговых и промысловых свидетельств, но не получая при этом гильдейские права.
Образец свидетельства купца 3-й гильдии, 1849 г.
В Починке купечество начало формироваться с развитием Витебско-Орловской железной дороги, которая в 1895 году вошла в состав Риго-Орловской железной дороги и перешла из акционерного владения в государственное.
Следует отметить, что до строительства «чугунки» данная местность представляла собой небольшую деревню «при трех колодцах», да расположенный в версте (1,07 км) от деревни господский дом дворянина Ефима Франкевича.
В размеренный быт жителей пришли изменения в 1866 году, когда пришли «государевы люди», искавшие подходящее место для прокладки железной дороги. В результате уже в 1867 году в рапорте агента Витебско-Орловской железной дороги Полторацкого на имя смоленского губернатора предписывалось: «...предупредить владельцев (земли), дабы они не приступали к полевым работам в яровых полях на 12,5 саж. в каждую сторону от проэктированной линии».
В отдельном приложении перечислялись населённые пункты, где намечалось развернуть работы: Грудинино, Зяхино, Лучеса, господский двор Починок, деревня Починок.
При проектировании железнодорожной станции выбор пал на выселок, именно на «господский двор». В 30 саженях (64 м) от дома Е. Франкевича, на расчистках, быстро выросло величественное двухэтажное здание станции, умело спроектированное и с изыском отделанное (все наличники ручной работы, резные).
Станция Починок Риго-Орловской железной дороги, дореволюционный период.
Железнодорожное полотно уложили в поразительно короткие сроки. Осенью 1868 года по ней от Орла до Риги и в обратном направлении пошли составы, груженные хлебом, лесом и другими материалами. Вскоре станция Починок выходит из числа мелкоразрядных. В 1873 году в Смоленске, Рославле, Брянске на станциях открываются буфеты, а в Починке, Дубровке, Рудне – буфетные столы.
Карта Риго-Орловской железной дороги.
Починок, до того бывший незаметным поселением Ельнинского уезда, вскоре превратился в значительный пункт оптовой торговли лесными материалами и сельскохозяйственной продукции (лен, пенька, зерновые культуры), приобрел известность, привлек к себе внимание купцов, крупных землевладельцев. Со временем их немало поселилось и в Починке: Эпштейны, Демидовы, Копытовские, Третьяковы, Васильевы. Здесь отгружалось ежегодно свыше 1,5 млн. пудов лесных материалов и сельскохозяйственной продукции. Вплоть до революции в Починке вели коммерческие дела свыше двух десятков видных представителей купечества. При всем этом население Починка не превышало тысячи человек (по переписи населения 1923 года численность жителей составляла 1091 человек). Благодаря высокой экономической активности населенный пункт имел высокие темпы роста и в 1924 году стал центром новообразованной Починковской волости, а уже через два года, 9 августа 1926 г., - отнесен к разряду городов.
Погрузка товара в поезд со склада, 1910-е гг.
Главная улица селения стала застраиваться лабазами и трактирами, принадлежащими местным купцам. Появились новые улицы, склады с торговыми закутами. Так же быстро купцы «сколотили состояние» и стали одними из богатейших жителей. Вот о чем свидетельствует «Список домов, находящихся при станции Починок Орловско-Витебской железной дороги, оцененных для обложения земским сбором на 1881 год»:
Таким образом, согласно документу, тройку богатейших купцов Починка в 1880-81 гг. составляли Демидов Д. Н. с недвижимостью на сумму 7900 р., Черняк М. – 7200 р., Васильев В. И. – 6200 р. Для сравнения, в этом же документе указана стоимость имущества местного дворянина Франкевича Ефима Ивановича - это дом на сумму 200 р. Как видно, народная пословица о купцах появилась не на пустом месте. Однако не стоит забывать и о том, что в отчете отражены только «дома», в то время как у дворян имелись еще и земли. Согласно данным конвертера денежных единиц в современные (сайт drevlit.ru), 1 рубль конца XIX – начала XX вв. соответствует примерно 836,6 современным рублям. Произведя простые арифметические расчеты, сегодня мы назвали бы починковских купцов миллионерами.
Так чем же местное купечество жило, какой товар сбывался с легкой руки местных предпринимателей? Ответ на этот вопрос нам приоткрывают справочники «Вся Россия» за 1899-1900 гг. В первых томах «Алфавитного указателя фамилий и фирм купцов, промышленников, торгово-промышленных обществ и товариществ Российской империи» обозначены:
Мануфактурный и галантерейный товар:
ЧЕРНЯК Тема Абр.
Лен, пенька, хлопок и джут:
ДЕМИДОВ Дм. Нефед. (льняное семя, пенька).
Зерновой хлеб и мельничные продукты:
ЛАПОВОК Абр. Иосел.;
ВАСИЛЬЕВА Ан. Вас.;
ДЕМИДОВ Дм. Нефед.;
ЗИМНИЦКИЙ Филип Ив. (хлеб);
ПЕРЦЕ (О)В Дм. Вас.;
СИДОРОВ Афан. Андр.;
ЧЕРНЯК Кусиель Шаевич (конопля и семя льна);
ЭПШТЕЙН Соломон Абрамович (хлеб-зерно и пенька).
Фрагмент справочника "Вся Россия" Т.1 19
4. Колониальные и гастрономические товары и фрукты:
ДЕМИДОВ Эмман. Нефед.;
ПЕРЦЕ(О)В Дм. Вас.;
ЧЕРНЯК (ОВ) Кусиель Шаевич.
1. Аптеки, аптекарский и москательный товар (бытовая химия):
ТАТАРОВСКИЙ Ив. Фауст.
2. Строительные материалы и топливо:
ЛЕВЫКИН Григ. Як.
3. Соль:
МИГИНЕВ Алдр. Мих.;
ЛАПОВОК Абр. Иосел.
Среди собственников торгово-промышленных предприятий, пенькотрепален указаны:
ЭПШТЕЙН Соломон Абрамович (хлеб, пенька);
ВАСИЛЬЕВА Ан. Вас. (хлеб, зерно, пенька);
ДЕМИДОВ Дм. Нефед. (скобяные товары);
ЗИМНИЦКИЙ Филип. Ив. (пенькотрепальни);
ПЕРЦЕ (О)В Дм. Вас. (пенькотрепальни);
АНТОНОВ Моис. Ив. (бакалея) и т.д.
Вероятно, некоторые из представленных в списке купцов, не проживали в Починке, а арендовали здесь торговые конторы, предприятия или представительства, поскольку они не фигурируют среди местных собственников имущества, облагаемого земским сбором. Но большинство фамилий нам знакомо и, как видно из списка, торговля была семейным делом.
Что же мы знаем о жизни наших купцов? К сожалению, на данном этапе известно весьма немного. Часть сведений отрывочны, а часть - из разряда городских легенд.
Моисей Черняк – купец первой гильдии из Хиславич, начал осваивать образовавшийся торговый узел в Починке. В 1868 году он набрал в Прудковской волости мужиков с подводами для перевозки из Мстиславля в Починок 2 тысяч пудов хлеба. Он же Черняк (или его родственник) взял подряд на заготовку 2 тысяч саженей дров для железной дороги.
Вскоре М. Черняк обзавелся здесь недвижимостью и, по всей вероятности, обосновался в Починке со своей семьей. Согласно архивной выписке, в Починке в 1891 году в семье Моисея Черняка родилась дочь Маланья, а через несколько лет вся семья эмигрировала во Францию. Маланья (Малка) Черняк стала известным скульптором (о ней речь пойдет в одной из следующих публикаций).
По сей день отличается от многих других архитектурными особенностями первое в Починке 2-этажное кирпичное здание купца Самуила Яковлевича Эпштейна, где сохранен памятник декоративно-прикладного искусства конца XIX – начала XX вв.: расписные изразцы печи.
Дом С. Я. Эпштейна, г. Починок, 2019 г.
Изразцы печи, 1980-е гг.
Здание, где сейчас располагается Починковский историко-краеведческий музей, тоже принадлежало купцу Эпштейну. Первоначально это были соляные склады.
Купцу Дмитрию Нефедовичу Демидову принадлежали почти все земли до Ельни. В Починке он торговал хлебом, пенькой и лесом, потом уехал в Нижний Тагил, где приобрел Высокогорский рудник. Ходил он в лаптях, одевался как бедняк, а на самом деле был миллионером.
В Починке его дом находился на месте между территорией детского сада №2 (ул. К. Маркса, д. 28) и детской школой искусств (ул. К. Маркса, д. 24). По свидетельствам местных жителей, это было мрачное длинное, одноэтажное, бревенчатое здание, там было 6 комнат, 2 комнаты были с печами, украшенными расписными изразцами. Дом стоял в окружении многолетних деревьев: лип, тополей. До конца 80-х годов XX в. в бывшем доме Демидова находилось Починковское бюро экскурсий и путешествий, межрайонная ВТЭК, вневедомственная охрана, общество охотников и рыболовов, «Запэнерголегпром". В начале 90-х годов здание было разобрано из-за ветхости.
На крыльце бывш. дома купца Д. Н. Демидова, г. Починок, 1983 г.
Мухиных в XIX веке было две ветви, во главе одной из них был Кузьма Игнатьевич. Родился он 1 ноября 1809 года в г. Рославль. Характеризовался современниками как коренастый, широколобый, с медвежьей силой и с коммерческим умом смоленский мужик-купец. Он торговал пенькой, которую оптом как сырье, необходимое для изготовления канатов и корабельных снастей, охотно покупали на внешних рынках.
Начинал Кузьма Игнатьевич, будучи в 20 лет купцом 3-й гильдии, с собственной пивоварни, находившейся в одной части города Рославля на речке Становке.
Позже «купцу Мухину Кузьме Игнатьевичу … на день рождения другом Мальцевым А. М. был сделан подарок – много гектаров добротного красивого леса. Мальцев А. М. – известный в то время промышленник, имевший несколько стекольных заводов в Брянске и Брянской области. Впоследствии весь лес вокруг Ворги [прим.: ныне Ершичский р-он], а также леса ближайших и дальних деревень, стали называться «мухинскими». Господин Мухин К. И. загорелся желанием … открыть свой небольшой завод и выпускать стеклянные изделия. Так 26 декабря 1855 года недалеко от воды, на большой поляне в 2-х километрах к югу от нынешнего завода [прим.: Воргинский стекольный завод], расположился заводик под названием "Гута"». Тогда основной продукцией завода было листовое оконное стекло.
В 1857 году он, уже купец 1-й гильдии, объявляет за собой капитал в 15 000 руб. серебром. В городе Рославле и уезде он владел «складочным» помещением, прядильным, трепальным, рогожным, дегтярным и стекольным заведениями.
Корабельные канаты, изготовленные из мухинской пеньки, славились особой добротностью. Не зря среди матросов и грузчиков Рижского порта ходила поговорка: «Канатом из мухинской пеньки можно вытянуть со дна морского не только кита, но и потонувший корабль».
Семейное гнездо Кузьма основал в Смоленской губернии, был женат на Марии Александровне Корнеевой (Мухиной). У него и его жены Марии Александровны (21.01.1818 – 17.05.1885), дочери купца Корнеева, было 13 детей. В Риге в 1889 году в семье одного из сыновей - Игнатия Кузьмича Мухина (1857-1903 гг.) и его жены Надежды Вильгельмовны (1861-1891 гг.) родилась дочь Вера, которая впоследствии стала известным советским скульптором. Она всем известна как автор монумента «Рабочий и колхозница», стоящий на крыше одноимённого музейно-выставочного центра (с 2016 года — филиала ЦВЗ «Манеж»). Таким образом «наш» купец Кузьма Игнатьевич Мухин приходится дедушкой скульптору Вере Мухиной.
Игнатий Кузьмич Мухин и его дочери Мария и Вера
В кабинете Веры Игнатьевны Мухиной висел портрет: «старый человек в строгом черном сюртуке, с прямыми седыми волосами. Массивное золотое кольцо на холеной руке, крупный нос, внимательные цепкие глаза и твердый, решительный подбородок». Это был портрет ее деда Кузьмы Игнатьевича Мухина.
Кузьма Игнатьевич для торговли с заграницей держал контору в Риге «Рижский торговый брак», откуда морем и везли в Англию и Голландию пеньку, сделанную из конопли с полей смоленских и могилевских деревень. Заведовал всем один из сыновей Кузьмы Игнатьевича — Матвей Кузьмич.
Купцам Мухиным в Риге, как и в Рославле, принадлежала большая недвижимость: огромные трехэтажные торговые склады около Центрального рынка, вся левая сторона Тургеневской улицы, лесопилка на Красной Двине, торговая фирма «Кузьма Мухин» и многое другое. Между тем, богатство купцов Мухиных не означало их скупости и хладносердия. Кузьма Игнатьевич в шутку сравнивал себя с Козимо Медичи — основателем знаменитой флорентийской династии меценатов. Они были постоянными жертвователями на добрые дела. Особенно большие вклады вносили на нужды Православной Церкви. Так, Благовещенская церковь в г. Риге строилась и обновлялась на средства купцов Мухиных, на это благое дело было потрачено до 30 тысяч рублей капитала. После пожара 1812 года храм восстанавливался в основном на средства купцов Мухиных.
В этой церкви (в народе порой называемой Никольской — один придел освящен во имя Николая Чудотворного) Мухины были в числе почетных прихожан. Особо чтили они образ Николая Чудотворного, покровителя торговцев и мореплавателей.
Семейное захоронение Мухиных на Покровском кладбище, г. Рига, 2003 г.
Семейное захоронение Мухиных на Вознесенском кладбище, г. Рославль, 2014 г.
Умер Кузьма Игнатьевич на 70-м году жизни в г. Рославле, 14 ноября 1878 года. Купцы Мухины были усердными тружениками и внесли немалый вклад, в том числе, и в развитие торговли Починка конца XIX в.
О купцах Мишневых на Генеалогическом портале (vgd.ru) имеется следующая информация: «Купец, церковный староста с. Хмары Ельнинского у. Смоленской губ. В 1890 г. пожертвовал 300 руб. на устройство железной крыши на церкви с. Хмары и окраску наружных стен храма. А купец Василий Федорович Мишнев [Прим.: видимо его отец] пожертвовал на эти же цели листового железа на 480 руб.»
Вот все сведения, что удалось собрать на данный момент. Мы продолжаем непрерывно работать с различными источниками информации, искать архивные документы, чтобы воссоздать наиболее полную картину исторического прошлого нашего города и всегда рады поделиться этими знаниями с Вами, нашими посетителями!
Источники:
Вся Россия: русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. - Санкт-Петербург: издание А. С. Суворина. Том первый. - СПб., 1899.
Вся Россия: русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. - Санкт-Петербург: издание А. С. Суворина. Том первый. - СПб., 1900.
Журналы заседаний очередного Ельнинского уездного земского собрания 9-13 октября 1880 г., Смоленск, 1981.
Россия. Полное географическое описание нашего отечества: Настольная и дорожная книга для русских людей: Т. 9: Верхнее Поднепровье и Белоруссия: [Смоленская, Могилевская, Витебская и Минская губ.] / Сост. В. П. Семенов и др. - 1905.
Марченков С. Население Починка// Сельская новь. – 16 сентября 1969 г.
Савченков В. Страницы истории. Починок// Сельская новь. – 5 августа 2011 г., №62.
Что мы знаем о Демидове// Сельская новь. – 28 июня 1986 г., №76.
Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина. Серия «Жизнь в искусстве». Издательство «Искусство», Москва, 1976 г.
Костюк. «Воргинскому стекольному заводу – 150 лет. Стекло – это их жизнь» // Газета «Нива», 20.01.2006. №5-6.
ГАСО. Ф. 1065. Оп. 1. Д. 7. Л. 2.
ГАСО. Ф. 1065. Оп. 1. Д. 27. Л. 143-143об.
#ПОЧИНКОВСКИЙМУЗЕЙ