Интервал между буквами (Кернинг):
Кирпичная старина или из чего сложена история
01.07.2021
В июне этого года в фонды музея поступил новый экспонат – старинный кирпич с клеймом «ТИ». Обычно владельцы заводов ставили на кирпичах свои инициалы. Как правило, две, но бывало и три буквы. Реже наносили фамилию полностью. Кирпичные клейма – это отдельный вид исторической информации, они сохранили имена владельцев предприятий, представителей промышленной элиты страны. На некоторых клеймах обозначали места нахождения предприятий.
Данный кирпич был обнаружен строителями в Починке, при проведении перепланировки в здании дореволюционной постройки по улице Советской, д. 14, где в настоящее время располагается историко-краеведческий музей. Кирпич был произведён на кирпично-известковом заводе купца 2-ой гильдии Тараса Ефимовича Игнатьева, владевшего паровым кирпичным заводом в Смоленском уезде близ села Ямская Слобода (Ямское поле).
В конце XIX–начале XX века в Смоленске действовали девять кирпичных заводов.
В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» на 1909 год под редакцией Леона Карловича Езиоранского про кирпичный завод Тараса Ефимовича Игнатьева говорится следующее, - год основания 1883 (по другим данным 1884 год). Местонахождение завода - город Смоленск, Ямское поле. Число рабочих 75 человек. Годовое производство 10 000 рублей.
В 1910 году годовая производственная мощность завода составляла 2 000 000 штук кирпича. Товарооборот 20 000 рублей в год. Число рабочих 50 человек. На заводе имелся двигатель мощностью 12 лошадиных сил. Насколько известно, завод проработал, по крайней мере, до 1915 года.
Известно, что Тарас Игнатьев занимался благотворительностью. Имел место случай пожертвования строительного материала в 1913 г. Тарас Ефимович отдал на строительство музея 500 штук кирпича.
Массовое производство кирпича в России началось в 1713 году, когда Петр I своим указом разрешил строительство новых кирпичных заводов, в которых производители должны были ставить клейма на свои кирпичи для того, чтобы легче было найти бракоделов. Ведь прочность этого строительного материала определялась очень просто. Всю партию продукции сбрасывали с телеги. Если хотя бы три кирпича разбивались, то вся продукция считалась некачественной. Кирпичное производство развивалось, по всей России собирали мастеров. Многие каменщики в поиске работы приходили в Петербург. В то же время был запрет на постройку каменных зданий в иных городах. Всяк, входивший или въезжавший, должен был оставить кирпич, так называемый пропуск в город.
Клейменный царский кирпич, который выпускался казенными мануфактурами на просторах Российской Империи, до сих пор крепок и прочен. Во многих городах России и сейчас стоят здания, построенные из клеймёных кирпичей. В наше время такой кирпич стал музейной ценностью, его покупают коллекционеры, а ценители раритетной керамики используют его даже для создания эксклюзивных интерьеров в стиле лофт.
Этот древний и вместе с тем современный материал не потерял своей актуальности и в наши дни.